Сиквел: кому это надо?

Перед тем как читать дальше, проведите эксперимент: прямо сейчас откройте любую киноафишу и посмотрите репертуар. К гадалке не ходи, вы увидите как минимум два-три, а то и больше продолжений. Неистовые любители артхауса называют это «киножвачкой». Да, она уже давно не со вкусом клубники, но выкидывать как-то не хочется – жуешь уже автоматически. Существует несколько причин, по которым киноделы так любят создавать продолжения.

Но сначала пару слов о сиквелах как таковых. Конечно, все знают, что это такое, поэтому писать об этом еще раз нет смысла. Скажу только, что кроме сиквелов существует еще масса способов расширить вселенную фильма. Это приквел, интерквел, мидквел, триквел, квадриквел… Напоминает скороговорку, не так ли? Так зачем же нам нужны 6 частей «Пиратов Карибского моря» или «Один дома»? Причин несколько.

Но вскоре от документальности в фильме отошли. У людей появилась потребность в сюжете (они хотели видеть в каждом фильме интересную историю). Так начали развиваться художественные жанры кинематографа. Некоторые из них существуют и по сей день.

Самая очевидная – коммерческий успех оригинала. Да, студийные боссы не любят рисковать, точнее сказать, любят, когда риск стремится к нулю. Например, никто не знал, как зритель примет ремейк «Джуманджи» со Скалой, поэтому продолжения изначально не планировалось. Но как только фильм удивительным образом собрал в прокате почти миллиард долларов при бюджете в 90 млн., создатели сразу же объявили о производстве продолжения.

Углубимся и составим короткую логическую цепочку. Количество фильмов франшизы прямо пропорционально доходу компании от продажи мерча. Расшифруем молодежное словечко: merch – товар, напрямую связанный с фильмом. Сюда входит все, начиная от мягких игрушек и футболок и заканчивая творожными сырками и прочим съестным. Вы же наверняка замечали, что как только выходит новая часть «Звёздных войн» на прилавках сразу появляется лего, коллекционные фигурки, футболки и прочий merch, с которого компания получает львиную долю дохода, которая порой превышает кассовый сбор фильма.

Вторая причина – требование фанатов.Про коммерческий потенциал мы, конечно же, не забываем. Все-таки именно он играет решающую роль. Однако сильная фан-база тоже может повлиять на появление продолжения. Естественно ради фанатов не запустят в производство крупный студийный блокбастер, но повлиять на решении о съемке следующего сезона сериала, например, фанаты могут. Список сериалов, спасенных зрителями, довольно велик. Среди них «Бруклин 9-9», «Люцифер» и др.

После всего, что написано выше, у Вас может сложится мнение, что сиквел – это обязательно сугубо коммерческий продукт, который всегда уступает по качеству оригиналу. Но как бы ни так.

Например, четвертая часть «Истории игрушек». Честно, когда увидел новость о том, что к выходу готовится еще одна часть прекрасного мультфильма, я был разочарован и, как и многие, восклицал «зачем?» Я сильно ошибся. Признаюсь, это очень хорошо. Мультфильм получился прекрасный. Студия “Pixar” в очередной раз показала, что значит качественный сиквел (и очередной Оскар в копилке студии – еще одно тому подтверждение). История развивается и буквально искрит новыми идеями. Повествование не проседает ни на секунду. Мультфильм интересен как детям, так и взрослым.

Шивес

«История игрушек» в этом плане уникальна. Обычно с каждой последующей частью интерес зрителей как-то изменяется. Если сиквел удался – с нетерпением ждут продолжения, если нет – забывают и всё. А за приключениями игрушек зритель наблюдает в течении 25 лет! И лично я не могу выделить какую-то одну (любимую) часть. Они все хороши, главное – они самодостаточны. Сиквел не цепляется намертво к предыдущей части. Он стремится рассказать интересную историю и даже чему-то научить…

Получается, сиквел – не всегда только холодный коммерческий расчет. Иногда зрителю продолжение нужнее, чем создателю или жадному продюсеру, потому что именно зритель получает те незабываемые эмоции, которые способно подарить кино.

comments powered by HyperComments