Горькая правда или музейный бизнес Будапешта.

Предисловие. Данная статья содержит материалы, которые могут негативно сказаться на вашей психики, если вы очень впечатлительный человек. Также, хочу подчеркнуть, что столица Венгрии – прекрасный город, с прекрасными музеями и памятниками.

Вы любите историю и уважительно к ней относитесь? Цените ли вы произведения всемирного искусства или просто обычный «зевака», подобно тем, кто часами блуждает среди старинной утвари или лат рыцаря-крестоносца –все это отходит на второй план, когда речь идет о войне. Здесь уже нет места для улыбок и эстетики, а главная задача, не вдохновиться красотой картин, а пропустить через себя горесть страданий и утрат людей, осознавая истинный смысл предметов – нести в себе память и учить будущие поколения.

Зачастую многие из нас живут настоящим днем и не задумываются о фундаментальности темы памяти в современном мире. Сейчас все больше идут разговоры о возрождении нацизма, взять, к примеру, почетное возложение цветов к памятнику Степана Бандера в Киеве или политические движения ультраправых в Европе. Причина всего этого не только в нестабильности политики во многих странах, но и в забвении, овладевшем умами молодежи. Словно паразит оно пожирает остатки призрения к фашизму с его сильнейшей пропагандой насилия. Лейтмотивами к этому расследованию служат не только память и патриотизм, но и книга Лоуренса Риса «Окончательное решение еврейского вопроса», о которой необходимо говорить отдельно. А пока что представляю Вашему вниманию небольшой экскурс по темным сторонам музеев и памятников венгерской столицы.

Будапешт – город с богатой историей. Он всегда славился своими культурными ценностями. Чего стоит один только музей изобразительного искусства со своей коллекцией картин из разных концов земли. А как насчет парламента с его золотистыми залами и мраморно белым фасадом? Красота, да и только! Но сама индустрия музейного бизнеса во всех странах похожа. Вы платите деньги для того, чтобы посмотреть на произведения культуры той или иной нации, на алмазы народного творчества. А что, если это все подлый обман и после похода в музей, Вас не покидает мысль о некой пустоте, эмоциональном голоде, терзающем сердце? При этом главная цель - не просвещать умы людей, а грабить их карманы. Такие частные музеи есть по всему миру, но зачастую, туристы не задумываются, достоверны ли их экспонаты и насколько честны с ними музейные директора.

Для знатоков исторических процессов в Венгрии имеются более 100 музеев и памятников, в том числе и периода ВОВ. Однажды, гуляя около станции Corwin park я наткнулся на вывеску «Музей Холокоста». Я решил разузнать об этом месте поподробнее. К слову, стоит отметить, что на тему еврейского геноцида в городе существуют только два значимых места: «Музей Холокоста» и, непосредственно, мемориал жертвам концлагеря на набережной Дуная.

На следующий день я связался с одной из местных жительниц, которая на протяжении десяти лет работает экскурсоводом по Будапешту и соседним городам. Ирина, уроженка костромской области, в нулевых годах вышла замуж за венгра и переехала в Будапешт. Она с радостью согласилась на интервью, но только при условии, что ее фамилия останется в тайне.

Интервью с Ириной.

Не отрицая возможной субъективности слов Ирины, я решил отправиться в указанные места «аферы и фальши», чтобы своими глазами убедиться или разубедиться в ее словах. И первое место, куда я отправился, был «Рыбацкий бастион», где находился мемориал массового утопления в Дунае еврейских женщин, детей и стариков. Если обратиться к истокам создания, данный мемориал был создан в 2005 году и по оценкам некоторых экспертов является «лучшим» памятником геноциду.

Вдоль набережной рядами расположились свинцовые макеты ботинок, сапог, туфель, а рядом лежали принесенные туристами цветы и предметы памяти.
Выглядело это примерно так:

Весьма драматично, не правда ли? Люди ходят фотографируют, кто-то пытается сдвинуть с места одну из туфель или ботинок, но это, естественно, невозможно, так как все прикреплено намертво. На первый взгляд, такие душещипательные места, как это, не должны приносить людям веселых эмоций, да и вообще привлекать большого внимания, но на практике все наоборот. Этот мемориал – отпечаток темных времен и не важно, с какими помыслами он создавался, главное, о чем он гласит.

Как вы уже догадались, этот мемориал носит публичный характер. Любой желающий может прийти и посмотреть на него совершенно бесплатно. Да-да, абсолютно бесплатно, что противоречит словам Ирины. Понаблюдав, за туристами еще какое-то время, я решил отправиться дальше, в музей Холокоста.

После изнурительных поисков «косого переулка» я, наконец-то, добрался до пункта назначения. Первое, что мне бросилось в глаза - современность музея. Все вокруг было аккуратное и чистое. Но не было ни одной детали, которая кричала бы об основной тематике музея. Площадь внутреннего двора музея была не больше двора дачного участка.

В разгар субботнего дня практически не было просителей. Это связано с неудачным расположением музея (на одной из второстепенных улиц города). Так что, если вы не обращаете внимание на вывески вдоль дороги, то, скорее всего, не узнаете о существовании данного музея. Возможно, еще одной причиной безлюдья в выходной день, является, то, что некоторые сотрудники евреи, а как известно суббота для иудея священный праздник - шаббат.
Расположение музея:

Билетные кассы расположены в полуподвальном помещении (-1 этаж). Стоимость одного билета составляло 2300 ft. Это достаточно большая сумма. По разговору с кассиром, складывалось впечатление, что местные жители не воспринимают всерьез этот своеобразный исторический центр. Об этом же упоминала и Ирина в интервью. Билет, как это не парадоксально, никто не проверял, и я незамедлительно направился в первый зал музея.

Интерьер музея поражает своим драматизмом. Везде темно, играет тихая мрачная музыка, на мгновение даже кажется, что попадаешь в комнату страха: на стенах висят мониторы, на которых показывают кадры из документальных архивов, и плакаты с пропагандой антисемитизма на немецком и венгерском языках

Далее нашему вниманию представлены фотографии предметов обихода заключенных, для полного погружения в атмосферу музея:

Перед нами одна из самых оригинальных форм хранения предметов. В металлических трубках, прибитых к потолку и полу, вставлены все экспонаты и закрыты ударопрочным стеклом для защиты.

Теперь подробнее об экспонатах:

1. Таинственная фигурка, частично напоминающая оловянного солдатика, принадлежала одному из первых узников Холокоста.

2. Театральный бинокль 40-х годов, был изъят у еврейской семейной пары, которая во время оккупации Венгрии, занимала руководящие должности в Будапештском театре. Бинокль в отличном состоянии (хотя его линзы оставляют желать лучшего).

3. Портсигар одного из нацистских офицеров.

4. Карманный Танах – священная книга для иудеев. На фотографии видно, что страницы в хорошем состоянии.

5. Игрушка-кукла одной еврейской девочки, утопленной немцами в Дунае, а также циркуль и стетоскоп из металла.

Стоит отметить, что все экспонаты в отличном состоянии, но подлинные ли они? Ведь как известно, время не щадит никого, в том числе и артефакты истории. Придя в любой музей Второй Мировой войны в России, можно обнаружить на многих экспонатах ржавчину, потертости или иные признаки старины. Так, например, газетные материалы приобретают желтоватый оттенок из-за окисления или намокания бумаги. А теперь взгляните на музейные экспонаты, представленные выше: ни желтоватых страниц, ни потрескавшейся краски на бинокле. Можно сказать, что все это притянуто за уши, но разве так должны выглядеть предметы, пропитанные кровью убитых? Увы, но вопрос о достоверности экспонатов музея останется загадкой навеки.

Архивные фото из музея:

Быть может маленькая девочка держала ту самую куклу в своих крохотных теплых ручках, а теперь этот карапуз - вся память, оставшаяся о ней. Если все это горькая правда, то какие ужасы поведали эти предметы!

Жемчужиной музея является нашивка в форме звезды Давида. Данный знак отличия носили евреи до 1944 года, не проживавшие на территории Германии, для того чтобы их можно было распознавать в толпе узников.

Одной из особенностей музея Холокоста, является мультимедийность. Например, всего за несколько касаний одной из интерактивных панелей экрана, можно было увидеть на карте города главные религиозные очаги или место, где находилось еврейское гетто.

Все залы музея выполнены в строгом стиле, что безусловно придает антуража. Чего только стоит один коридор с мерцающей подсветкой фотографий, изображающих солдат и пленных

Во внутреннем дворе расположено еще одно здание - иудейский храм.Внутри него царит полнейшая тишина. Храм выполнен в светло-голубых тонах. Большие окна ласково пропускают через себя солнечный свет, а дубовые двери надежно защищают от нежелательных гостей. По углам расположены ширмы для молитв, а золотые надписи на иврите, украшают стены и потолок.

Выйдя из храма, я наткнулся на стенд с уцелевшими во время войны книгами, написанными на иврите. Жители, пряча от фашистов, на протяжении четырех лет черпали из них знания и мудрость при свете свеч. Ведь как писал Э.М. Ремарк: «Книги – пища разума, именно они помогают человеку остаться собой в тяжелой ситуации, сохранить себя и свою душу».

Около выхода расположена памятная стена с фамилиями убитых немцами евреев, а электронное табло служит биографическим справочником, где каждый может узнать о трагических судьбах жертв Холокоста. О десятках тысяч жертв…

После посещения данных исторических объектов весьма затруднительно четко сформулировать итоги данного расследования, так как на его протяжении ощущалась некая двоякость. Слова опытного экскурсовода оказались правдивы и многие аспекты действительно вызывают глубокие сомнения. С одной стороны, мемориал на набережной весьма специфичен. Не понятно, для кого он: то-ли для туристов, знающих его суть, то-ли для всех, как дань памяти. А с другой стороны - частный музей, а значит финансирование, впрочем, как и возможности, ограниченны. Вдобавок, исходя из современности музея, можно сделать вывод, что директор следит за тем, чтобы люди, пришедшие туда, узнавали что-то новое. Пусть даже часть экспонатов фальшивка, но документальные архивы, интерактивность и особая атмосфера делают это место поистине интересным.
Как считаете, стоит ли «игра свеч»?

comments powered by HyperComments